Разработки студенческих конструкторских бюро

Подпись: Радиоуправ іясмий самолет, разработка 1989 года Подпись:

В Лаборатории технического моделирования Государственного университета аэрокосмического при­боростроения под руководством В. Л.Андреева и Р В Иванова разрабо­тано несколько проектов дистанци­онно-пилотируемых самолетов, ко­торые реализованы и используются по целевому назначению.

Дистанционно пилотируемый гидросамолег "Гном-1" предназначен для проведения экологической раз­ведки, теле — и видеосъемки. Самолет оснащен аппаратурой дисіанцион — ного управления ‘7V/zm-7jf "фирмы ///- Тес (Корея) и опшиеским автопило­том, упрощающим процесс пило­тирования Удобное размещение на борі у целевой наїрузки позволяет при необходимости производить ее замену в полевых условиях. Старт самолета производится с ВПП при исполь­зовании сбрасываемой тележки, с водной поверхности, с амортиза­ционной катапульты. Посадка осу­ществляется на ВПП на шасси полоз­кового типа иди на водную по­верхность "Гном-1 “ транспор і ируется к месту использования в разобранном виде. Сборка Л А осуществляется в полевых условиях.

ДПС "Гиом-2" предназначен для обследования участков водной по­верхности для определения ее загряз­нения, поиска повреждении под­водных трубопроводов по их следам на поверхности акватории, сточных коллекторов, определение местона­хождения обнаруженных заі рязпений с помощью бортовой спутниковой навиіанионной системы, ведения патрульной службы в прибрежной зоне. Старт ДПС производится с катапульты (наземного или кора­бельного базирования) или с ВНП с использованием сбрасываемой те­лежки. Посадка производится на ВП П на шасси полозкового типа или на водную поверхность. Конструкция планера ДПС обеспечивает рассты­ковку крыльев и горизонтальної о оперення от фюзеляжа для удобст ва хранения и транспортировки.

Наличие бортового процессора позволяет совместить достоинства ручного управления с элементами автономного полета Аппарат может быть снабжен различными дат чиками, а сі о радиотехническое оборудование позволяет получить в пункте управ­лення информацию с ДПС в реальном масштабе времени. Полеты ДПС осуществляются только в дневное время.

Беспи ютные летательные аппараты_______________________________________________________________________________________________________

Подпись: Дистанционно пилотируемый саполет “Гиоч 2" (броскоаые испытания с катапульты; на ДПС нс установ лен руль направления)Разработки студенческих конструкторских бюроДПС "Гном-2" — составная часть авиационно-технического комплекса, который разработан н вьіпускаеіся АОЗТ Н ПО “Гранит-НЭМ ГГ (Наука, Экология. Медицина, Приборостро­ение) для природоохранного флота России. Комплекс в составе: ДПЛА. наземного центра управления и обработки информации, стартовой катапульты и средств обслуживания ДПЛА размещен на судне "Экопат­руль" пр. 5410, которое строится серийно заводом "Алмаз" в Санкт — Петербурге (судно "Экопат руль-1" эксплуатируется в акватории Финс­кого залива).

В разработке находится вариант ДПС "Гном-2" с увеличенным разма­хом крыла.

Подпись: Дистанционно пилотируемый само лет ' Гном-2" ив наземной катапу льтеРазработки студенческих конструкторских бюроДПС "Чибис-1" предназначен для охраны важных объектов, наблю­дения за гидросооружениями, карто­графирования. поисковых работ, патрулнрова ння, метсонсследовапнн. Конструктивное исполнсннесамолста позволяет при соответствующем переоснащении осу шест ШІЯТ ь взлет с водной поверхности, с ВПП с по­мощью штатного шасси п с ка­тапульты, производить посадку как на воду, так и па ВПП. Полеты производятся только в дневное время.

Подпись: Судно экологическою контроля "Эко юг-Г (Оистаициоино- нилотчруемый самолет "Гиом-2" стартует с катапульты)Разработки студенческих конструкторских бюроПроект "Орлан" ■ шетапнпонпо пилотируемый самолет, предназна­ченный для использования в качестве тетающей набора г орті при: создании и іестрованнибортовойаппаратуры малої абарн тных диет анцнонно пило тируемых летательны* аппаратов, отработке методов применения авиа­ционных комплексов на базе МД П Л А, обучении летного и обслуживающего персона та. Самолет, созданный в 1998 году, может использова г ься при разработке авиационных комплексов для экологического мониторинга, патрулирования н охраны важных объектов картографирования, поис­ковых работ мстеоисследованин.

Разработки студенческих конструкторских бюроВысокая устойчивость и хорошая управляемость допускают исполь­зование ДГ1С "Орлан" в сложных метеоусловиях. Для взлета и посадки пригодны небольшие ровные пло­щадки. Информацнонно-нзмери тель­ная аппаратура и аппаратура управ­ления обеспечивают уверенное пило­тирование, вндео-телесъемку и ре­гистрацию получаемой информации в реальном масштабе времени на пункіе управления.

В 1999 году в Лаборатории техни­ческого моделирования уннверси гета

ДПС "Орлан" на стартовой тележке

под руководством В. Л.Андреева был создай дистанционно пилотируемый гидросамолет "Акваплаи-1 У" (глав­ный конструктор Р. В.Иванов, веду­щий инженер А. М.Щербак). ДПС предназначен для экспериментальной проверки принятой компоновочной схемы в летных условиях, отработки системы управления и оценки управ­ляемости.

Разработки студенческих конструкторских бюроЛетательные аппараты ленин­градских студентов неоднократно "принимали" участие в съемках художественных фильмов практи­чески полноценно заменяя несу­ществующие уже пилотируемые лета­тельные аппараты. Вертолет при взлетной массс47 кг можетсовершать управляемые полеты в пределах прямой видимости со скоростью 0-90 км/ч. Масса полезной (целевой) нагрузки — до 10 кг.

Дистанццонно-пилотируемые самолеты Лаборатории техни­ческого моделирования ГУ АП:

— "Чибис-1";

— "Акваплан-1У" (два фото)

Бес пн. юти 1,1 г. іетате. чі, ні, іе аппараты
. Іепинградского шіститу тя авиационного приборостроение
(Госу (арственногонпиерентета аэрокосмического приборостроения)

Характеристики

СКБ-01

СКБ-03

’Азро-

робот"

"Орлан"

Чибис-Г

Тноч-Г

‘Гін «і-2"

‘Аква н іап-ІУ

Разработчик

СКВ

Лаборатория техническою моделировании

Состояние

опытные образцы

Год выпутка

1085

1985

1988

1998

1997

I99G

1997

1999

Ра сперм, м

А-ЛИНЛ

1.55

1.9

2.5

2.45

2.2

1.9

2.9

1.55

|)ЛІЧЛХ крыли

2.0

3.44

2.9

3.3

3.3

2.2

3.5

2 2

Плоіцаль крыла, м

0.55

0.9

1.2

Масса, кг

ІНЛЄТИ ІЯ

5.7

5.5

12.5

до 35

до 28

8.5

40

10

iliirpV *ки

1.0

1.0

4.0

10

5

1-2.5

2 5

Двигатель, гни

пд

ПД

ПД

ПД

ПД

ПД

ПД

ПД

марка

Р10РУ

Р10РУ

Veln. i-91

мощность, л с.

1.5

1.5

2.5

7.0

7.0

1.5

10

1.6-1.8

Скорость полета, км/ч:

110

70

ло 90

70-100

70-100

70-100

70 100

до 100

Длигелыкх п. полота, ч

0.5

0.25

1.0

1.5

1.5

0.5

0.8

0.3

Дальності,

1000

1000

800

5000

10000

800

70000

1500

и высота полета, м

1000

1000

800

800

500

Подпись: 148 Н6БСКИЙ БАСТИОН

Разработки студенческих конструкторских бюро

Дистанционно-пилотируемый самолет "Орлан"

 

 

Подпись: Беспилотные летательные аппараты

Разработки студенческих конструкторских бюро

Дистанционно-пилотируемый самолет "Чибис-1”

 

 

Разработки студенческих конструкторских бюро

Подпись: Дистанционно-пилотируемый самолет ”Гном-1" Дистанционно-пилотируемый самолет ”Гном-2"

Разработки студенческих конструкторских бюро

Подпись: Радиоуправляемый самолет Рижского института инженеров гражданской авиации

Боен и. ютпые апиара ты
Рижского института
ншкеноров громе {опекой
аииоции

В студенческом конструкторском бюро Рижскої о пне і итута инженеров і раждаиской авиации было разрабо­тано несколько удачных и оригиналь­ных конструкций пилотируемых летательных аппаратов различных классов, которые принесли извест­ность. как конструкторам, так и конст рук юрскому бюро нс только в СССР

В 1987 год> на выставке-ярмарке НТТМ-87 институтом демонстриро­вался бесшілошьіГі аппарат с двух­метровым размахом крыла, осна­щенный поршневым двига. гелем. Летательный аппарат совершал по­леты по прої рамме в зоне аэропортов ис помощью бортового громкого­ворителя издавал уі рожающий соко — ІИНМЙ клекот, который отпугивал стан пгиц от взлетно-посадочной полосы. Разработка лппараіа велась под руководством А. Швейгсрта.

Подпись: Радиоуправляемый самолет Харьковского авиационного института Бее ни. /о тыс ап поро гы
о р/, конского
авиационного инегтл та

Подпись:Подпись:Работы по созданию малораз­мерных беспилотных летательных аппаратов для решения важных наро — іохозяйс і венных задач ведутся в ХАИ с начала 1970-х годов. К середине 1980-х годов было посгроено несколь­ко ДПЛА самолетной схемы с порш­невыми двигателями на которых оз ра — батывались конструкции бортовых систем, совершенствовалась система управления. В ходе испытаний были отработаны различные системы по­садки, в том числе и посадка на сеть.

ДПЛА АИ использовались при проведении исследований по програм­мам ГГО (см. следующий раздел).

Одно из основных направлений исследований, прово іяіцсеся совмест­но с Институтом физики атмосферы АН СССР — измерениепульсацийтем — пературы в приземном слое атмос­феры. Первый летный эксперимент был произведен в 1987 году а районе! Цнмзянска. Для измерений тем пера — туры использовался радиоуправляе­мый планер, оснащенный мнкротер — мометром, аналоговым преобразова-

Прнвсдснпый выше перечень студенческих разработок далеко нс полный. Обобщающих публикаций по работам СКВ практически нс было. В ряде случаев документация по разработкам не велась в ряде случаев — уничтожена за тавностью лет. Остается надеяться, что разработчики беспилотной техники, работавшие в СКВ различных институтов страны опубликуют свои воспоминания.