Разработки студенческих конструкторских бюро
В Лаборатории технического моделирования Государственного университета аэрокосмического приборостроения под руководством В. Л.Андреева и Р В Иванова разработано несколько проектов дистанционно-пилотируемых самолетов, которые реализованы и используются по целевому назначению.
Дистанционно пилотируемый гидросамолег "Гном-1" предназначен для проведения экологической разведки, теле — и видеосъемки. Самолет оснащен аппаратурой дисіанцион — ного управления ‘7V/zm-7jf "фирмы ///- Тес (Корея) и опшиеским автопилотом, упрощающим процесс пилотирования Удобное размещение на борі у целевой наїрузки позволяет при необходимости производить ее замену в полевых условиях. Старт самолета производится с ВПП при использовании сбрасываемой тележки, с водной поверхности, с амортизационной катапульты. Посадка осуществляется на ВПП на шасси полозкового типа иди на водную поверхность "Гном-1 “ транспор і ируется к месту использования в разобранном виде. Сборка Л А осуществляется в полевых условиях.
ДПС "Гиом-2" предназначен для обследования участков водной поверхности для определения ее загрязнения, поиска повреждении подводных трубопроводов по их следам на поверхности акватории, сточных коллекторов, определение местонахождения обнаруженных заі рязпений с помощью бортовой спутниковой навиіанионной системы, ведения патрульной службы в прибрежной зоне. Старт ДПС производится с катапульты (наземного или корабельного базирования) или с ВНП с использованием сбрасываемой тележки. Посадка производится на ВП П на шасси полозкового типа или на водную поверхность. Конструкция планера ДПС обеспечивает расстыковку крыльев и горизонтальної о оперення от фюзеляжа для удобст ва хранения и транспортировки.
Наличие бортового процессора позволяет совместить достоинства ручного управления с элементами автономного полета Аппарат может быть снабжен различными дат чиками, а сі о радиотехническое оборудование позволяет получить в пункте управлення информацию с ДПС в реальном масштабе времени. Полеты ДПС осуществляются только в дневное время.
Беспи ютные летательные аппараты_______________________________________________________________________________________________________
ДПС "Гном-2" — составная часть авиационно-технического комплекса, который разработан н вьіпускаеіся АОЗТ Н ПО “Гранит-НЭМ ГГ (Наука, Экология. Медицина, Приборостроение) для природоохранного флота России. Комплекс в составе: ДПЛА. наземного центра управления и обработки информации, стартовой катапульты и средств обслуживания ДПЛА размещен на судне "Экопатруль" пр. 5410, которое строится серийно заводом "Алмаз" в Санкт — Петербурге (судно "Экопат руль-1" эксплуатируется в акватории Финского залива).
В разработке находится вариант ДПС "Гном-2" с увеличенным размахом крыла.
ДПС "Чибис-1" предназначен для охраны важных объектов, наблюдения за гидросооружениями, картографирования. поисковых работ, патрулнрова ння, метсонсследовапнн. Конструктивное исполнсннесамолста позволяет при соответствующем переоснащении осу шест ШІЯТ ь взлет с водной поверхности, с ВПП с помощью штатного шасси п с катапульты, производить посадку как на воду, так и па ВПП. Полеты производятся только в дневное время.
Проект "Орлан" ■ шетапнпонпо пилотируемый самолет, предназначенный для использования в качестве тетающей набора г орті при: создании и іестрованнибортовойаппаратуры малої абарн тных диет анцнонно пило тируемых летательны* аппаратов, отработке методов применения авиационных комплексов на базе МД П Л А, обучении летного и обслуживающего персона та. Самолет, созданный в 1998 году, может использова г ься при разработке авиационных комплексов для экологического мониторинга, патрулирования н охраны важных объектов картографирования, поисковых работ мстеоисследованин.
Высокая устойчивость и хорошая управляемость допускают использование ДГ1С "Орлан" в сложных метеоусловиях. Для взлета и посадки пригодны небольшие ровные площадки. Информацнонно-нзмери тельная аппаратура и аппаратура управления обеспечивают уверенное пилотирование, вндео-телесъемку и регистрацию получаемой информации в реальном масштабе времени на пункіе управления.
В 1999 году в Лаборатории технического моделирования уннверси гета
ДПС "Орлан" на стартовой тележке
под руководством В. Л.Андреева был создай дистанционно пилотируемый гидросамолет "Акваплаи-1 У" (главный конструктор Р. В.Иванов, ведущий инженер А. М.Щербак). ДПС предназначен для экспериментальной проверки принятой компоновочной схемы в летных условиях, отработки системы управления и оценки управляемости.
Летательные аппараты ленинградских студентов неоднократно "принимали" участие в съемках художественных фильмов практически полноценно заменяя несуществующие уже пилотируемые летательные аппараты. Вертолет при взлетной массс47 кг можетсовершать управляемые полеты в пределах прямой видимости со скоростью 0-90 км/ч. Масса полезной (целевой) нагрузки — до 10 кг.
Дистанццонно-пилотируемые самолеты Лаборатории технического моделирования ГУ АП:
— "Чибис-1";
— "Акваплан-1У" (два фото)
Бес пн. юти 1,1 г. іетате. чі, ні, іе аппараты
. Іепинградского шіститу тя авиационного приборостроение
(Госу (арственногонпиерентета аэрокосмического приборостроения)
Характеристики |
СКБ-01 |
СКБ-03 |
’Азро- робот" |
"Орлан" |
Чибис-Г |
Тноч-Г |
‘Гін «і-2" |
‘Аква н іап-ІУ |
Разработчик |
СКВ |
Лаборатория техническою моделировании |
||||||
Состояние |
опытные образцы |
|||||||
Год выпутка |
1085 |
1985 |
1988 |
1998 |
1997 |
I99G |
1997 |
1999 |
Ра сперм, м |
||||||||
А-ЛИНЛ |
1.55 |
1.9 |
2.5 |
2.45 |
2.2 |
1.9 |
2.9 |
1.55 |
|)ЛІЧЛХ крыли |
2.0 |
3.44 |
2.9 |
3.3 |
3.3 |
2.2 |
3.5 |
2 2 |
Плоіцаль крыла, м |
0.55 |
0.9 |
1.2 |
|||||
Масса, кг |
||||||||
ІНЛЄТИ ІЯ |
5.7 |
5.5 |
12.5 |
до 35 |
до 28 |
8.5 |
40 |
10 |
iliirpV *ки |
1.0 |
1.0 |
4.0 |
10 |
5 |
1-2.5 |
2 5 |
|
Двигатель, гни |
пд |
ПД |
ПД |
ПД |
ПД |
ПД |
ПД |
ПД |
марка |
Р10РУ |
Р10РУ |
Veln. i-91 |
|||||
мощность, л с. |
1.5 |
1.5 |
2.5 |
7.0 |
7.0 |
1.5 |
10 |
1.6-1.8 |
Скорость полета, км/ч: |
110 |
70 |
ло 90 |
70-100 |
70-100 |
70-100 |
70 100 |
до 100 |
Длигелыкх п. полота, ч |
0.5 |
0.25 |
1.0 |
1.5 |
1.5 |
0.5 |
0.8 |
0.3 |
Дальності, |
1000 |
1000 |
800 |
5000 |
10000 |
800 |
70000 |
1500 |
и высота полета, м |
1000 |
1000 |
800 |
800 |
500 |
|
|
|
|
Боен и. ютпые апиара ты
Рижского института
ншкеноров громе {опекой
аииоции
В студенческом конструкторском бюро Рижскої о пне і итута инженеров і раждаиской авиации было разработано несколько удачных и оригинальных конструкций пилотируемых летательных аппаратов различных классов, которые принесли известность. как конструкторам, так и конст рук юрскому бюро нс только в СССР
В 1987 год> на выставке-ярмарке НТТМ-87 институтом демонстрировался бесшілошьіГі аппарат с двухметровым размахом крыла, оснащенный поршневым двига. гелем. Летательный аппарат совершал полеты по прої рамме в зоне аэропортов ис помощью бортового громкоговорителя издавал уі рожающий соко — ІИНМЙ клекот, который отпугивал стан пгиц от взлетно-посадочной полосы. Разработка лппараіа велась под руководством А. Швейгсрта.
Бее ни. /о тыс ап поро гы
о р/, конского
авиационного инегтл та
Работы по созданию малоразмерных беспилотных летательных аппаратов для решения важных наро — іохозяйс і венных задач ведутся в ХАИ с начала 1970-х годов. К середине 1980-х годов было посгроено несколько ДПЛА самолетной схемы с поршневыми двигателями на которых оз ра — батывались конструкции бортовых систем, совершенствовалась система управления. В ходе испытаний были отработаны различные системы посадки, в том числе и посадка на сеть.
ДПЛА АИ использовались при проведении исследований по программам ГГО (см. следующий раздел).
Одно из основных направлений исследований, прово іяіцсеся совместно с Институтом физики атмосферы АН СССР — измерениепульсацийтем — пературы в приземном слое атмосферы. Первый летный эксперимент был произведен в 1987 году а районе! Цнмзянска. Для измерений тем пера — туры использовался радиоуправляемый планер, оснащенный мнкротер — мометром, аналоговым преобразова-
Прнвсдснпый выше перечень студенческих разработок далеко нс полный. Обобщающих публикаций по работам СКВ практически нс было. В ряде случаев документация по разработкам не велась в ряде случаев — уничтожена за тавностью лет. Остается надеяться, что разработчики беспилотной техники, работавшие в СКВ различных институтов страны опубликуют свои воспоминания.